Олег Габышев
Олег, ведущий артист Театра балета Бориса Эйфмана, несколько лет назад окончил балетмейстерское отделение Вагановской Академии. Несмотря на плотный режим работы, он ставит номера для воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана, участвует в амбициозных проектах «Ленинград Центра» и показывает свои постановки на хореографических конкурсах. Лаконично выстраивая драматургию, он умеет зацепить внимание зрителя эффектными пластическими решениями.
1
Искусство облагораживает и возвышает людей, заставляет мыслить. Это не развлечение. В балете должны затрагиваться важные темы: любовь, призвание человека и другие. Танец, воздействуя непосредственно на подсознание, подвигает к важной жизненной цели — духовному развитию.
2
Сегодня часто бывают заказные спектакли, где сразу даётся музыка, либретто. Это не совсем правильно, потому что ставит в рамки. Хореограф – творец, он должен обладать свободой. Если художник может взять краски, полотно и просто рисовать, то хореограф зависим от артистов, сцены, места репетиций и часто даже от зрителя. Ещё во время учебы в Академии я понял: балетмейстер обязан быть хорошим организатором. На это уходит много сил и энергии, хотя в идеале он не должен этим заниматься.
3
Я работаю в авторском театре, но даже у нас часто повторяют: «это чересчур», «это перебор». Есть какие-то пошлые моменты, которые надо ограничивать, убирать. Я считаю, что балет не нуждается в полной наготе на сцене — выразить мысль можно другими способами.
4
В зависимости от формата спектакля, например, двухактный можно поставить за год. Мариус Петипа четырёхактный балет «Дочь фараона» поставил за четыре недели. У Бориса Эйфмана балет ставится больше года. У меня на одноактный балет ушло около месяца репетиций. Хорошая организация влияет на 50% скорости.
5
Многие говорят, что в моих постановках видно влияние Бориса Яковлевича Эйфмана, и я считаю это огромным комплиментом. Чтобы ставить как любимый хореограф, надо много работать, хотя стремиться к этому не стоит. Свой стиль придет сам, но нужна база, от которой можно оттолкнуться. Важно обладать чувством вкуса, оно на все накладывает отпечаток: на танец, костюмы, оформление, свет. Если у хореографа отменный вкус, он идет в ногу со временем, с новыми тенденциями, то его работа будет востребована.
6
Существует природная актерская харизма, которая может скрыть огрехи в технике. Поэтому для меня главное – личная симпатия, которая основывается на интуиции и иногда заканчивается разочарованием. Если в планах ставить классику или неоклассику, то, конечно, главный критерий – грамотная классическая техника.
7
Я бы хотел поговорить с Джоном Ноймайером и Иржи Килианом. Когда я смотрел старые работы Килиана и его более поздние постановки, я понял, что он сильно изменился, поменял мышление. От чего это зависит? Мы сильно привыкаем к своим предпочтениям, но нужно уметь меняться — это развитие, прогресс. Ещё я бы хотел встретиться с Николой Тесла. Судя по его биографии и открытиям, это какой-то сверхчеловек с невообразимыми способностями памяти. С удовольствием пообщался бы с Генрихом Шлиманом, который раскопал Трою. Мы не знаем, где, на каком повороте нас осенит новой идеей. Может быть это произойдет в музее бабочек? Нельзя ограничивать свой круг интересов. Я не понимаю людей, которые говорят: «нет, мне это не пригодится». Откуда они могут знать? Конечно, надо расставлять приоритеты, концентрироваться на профессии. Но в остальное время — играть на инструментах, заниматься спортом, йогой, общаться с людьми, целоваться, обниматься, любить!
Made on
Tilda