текст Марии гореловой
Анжелен. Анастасия
интервью с Анастасией Шевцовой
ТЕКСТ МАРИИ ГОРЕЛОВОЙ
Анжелен. Анастасия
интервью с Анастасией Шевцовой
Современная культура основывается на принципе синтеза искусств, где талантливый человек может воплощать свои идеи в различных сферах. В балетный театр всё чаще приходят режиссеры, а хореографы отправляются учиться режиссуре, искусству мизансценирования, строению внутренних логических каркасов. Имя балетмейстера, о котором пойдет речь, можно услышать не только в связи с его постановками, но и благодаря работе в кино.

Анжелен Прельжокаж, мэтр современного французского балета, раскрывает свои идеи и замыслы, не ограничиваясь рамками танца: он создал фильмы «Почтальон. Мрачные мысли" (1991), «Связующее звено" (1992) и "Благовещенье" (2003). Летом 2016 года, вновь возвращаясь к искусству кинематографа, на 73-м международном Венецианском кинофестивале вместе со своей женой и соавтором Валери Мюллер хореограф представил фильм «Полина». Сценарий был написан по одноименному комиксу Бастьена Вивеса, который появился в 2011 году после впечатлившего художника клипа Герберта Грёнмайера "Demo (Letzter Tag)" с Полиной Семионовой, как сообщил Вивес газете Le Figaro.

Обложка комикса Бастьена Вивеса
Современная культура основывается на принципе синтеза искусств, где талантливый человек может воплощать свои идеи в различных сферах. В балетный театр всё чаще приходят режиссеры, а хореографы отправляются учиться режиссуре, искусству мизансценирования, строению внутренних логических каркасов. Имя балетмейстера, о котором пойдет речь, можно услышать не только в связи с его постановками, но и благодаря работе в кино.

Анжелен Прельжокаж, мэтр современного французского балета, раскрывает свои идеи и замыслы, не ограничиваясь рамками танца: он создал фильмы «Почтальон. Мрачные мысли" (1991), «Связующее звено" (1992) и "Благовещенье" (2003). Летом 2016 года, вновь возвращаясь к искусству кинематографа, на 73-м международном Венецианском кинофестивале вместе со своей женой и соавтором Валери Мюллер хореограф представил фильм «Полина». Сценарий был написан по одноименному комиксу Бастьена Вивеса, который появился в 2011 году после впечатлившего художника клипа Герберта Грёнмайера "Demo (Letzter Tag)" с Полиной Семионовой, как сообщил Вивес газете Le Figaro.

Обложка комикса Бастьена Вивеса

Анжелен Прельжокаж

Фото Lucas Marquand-Perrier

Анжелен Прельжокаж

Фото Lucas Marquand-Perrier
В молодости, получив классическое хореографическое образование, Прельжокаж искал себя в разных танцевальных техниках. Хореографы Карин Вейнер и Мерс Каннингем оказали особое влияние на формирование его личности, благодаря им он нашёл себя в мире современной хореографии. В 90-е организовал свою собственную труппу «Ballet Preljocaj» в Шампиньи-сюр-Марн, для которой создал множество постановок. Работал и ставил в известнейших театрах мира: Парижская Опера, Балет Монте-Карло, Большой театр, Ла Скала, Нью-Йорк Сити Балет.

В балетах Прельжокажа можно прочувствовать настоящий импульс современного танца и безукоризненное движение ритма. Хореографическая палитра его лексики музыкальна, богата, изобретательна, а танцевальные движения одновременно подчеркивают свободу и точность. Главное в его хореографии – красота и сила.


В молодости, получив классическое хореографическое образование, Прельжокаж искал себя в разных танцевальных техниках. Хореографы Карин Вейнер и Мерс Каннингем оказали особое влияние на формирование его личности, благодаря им он нашёл себя в мире современной хореографии. В 90-е организовал свою собственную труппу «Ballet Preljocaj» в Шампиньи-сюр-Марн, для которой создал множество постановок. Работал и ставил в известнейших театрах мира: Парижская Опера, Балет Монте-Карло, Большой театр, Ла Скала, Нью-Йорк Сити Балет.

В балетах Прельжокажа можно прочувствовать настоящий импульс современного танца и безукоризненное движение ритма. Хореографическая палитра его лексики музыкальна, богата, изобретательна, а танцевальные движения одновременно подчеркивают свободу и точность. Главное в его хореографии – красота и сила.


Выбирая литературные сюжеты для балетов, например, «Ромео и Джульетта», «Белоснежка», «Сон Медеи», Прельжокаж разрушает исторически сложившиеся стереотипы. Действие и образы в спектаклях решены совершенно по-другому, по воле хореографа с сильным и загадочным воображением. Прельжокажа больше интересует не тема, а её энергия. Иногда буквально можно увидеть, как тонко он чувствует музыкальные интонации и ритмическое расширение музыки. Визуальность и артистическая свобода – таковы неотъемлемые свойства хореографического стиля балетмейстера, сохраняемые им и в искусстве кино, в частности, в последнем его фильме.

Выпускница Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Анастасия Шевцова, исполнившая главную роль в «Полине», поделилась с Кадансом впечатлениями о процессе съёмки, непривычном актёрском опыте и творческом методе Прельжокажа.


Выбирая литературные сюжеты для балетов, например, «Ромео и Джульетта», «Белоснежка», «Сон Медеи», Прельжокаж разрушает исторически сложившиеся стереотипы. Действие и образы в спектаклях решены совершенно по-другому, по воле хореографа с сильным и загадочным воображением. Прельжокажа больше интересует не тема, а её энергия. Иногда буквально можно увидеть, как тонко он чувствует музыкальные интонации и ритмическое расширение музыки. Визуальность и артистическая свобода – таковы неотъемлемые свойства хореографического стиля балетмейстера, сохраняемые им и в искусстве кино, в частности, в последнем его фильме.

Выпускница Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Анастасия Шевцова, исполнившая главную роль в «Полине», поделилась с Кадансом впечатлениями о процессе съёмки, непривычном актёрском опыте и творческом методе Прельжокажа.


Анастасия Шевцова

Фото Ксении Поггенполь
Анастасия Шевцова

Фото Ксении Поггенполь
Настя, это твой дебют в кинематографе?

Да, пока это моя первая, но, надеюсь, не последняя роль.

Как проходил кастинг?

На кастинге было три этапа: первый из них - простой классический урок, затем мы учили хореографию Анжелена, а заключительным этапом было чтение сцен на французском и русском языках.

Что для тебя оказалось самым трудным в процессе съёмок?

Оказалось, что сложнее всего одновременно смотреть в камеру и играть. Когда чувствуешь правду, то трудностей особо не возникает, а когда пытаешься изобразить душевные переживания героя, но при этом видишь в отражении камеры своё лицо - это нелегко.


Настя, это твой дебют в кинематографе?

Да, пока это моя первая, но, надеюсь, не последняя роль.

Как проходил кастинг?

На кастинге было три этапа: первый из них - простой классический урок, затем мы учили хореографию Анжелена, а заключительным этапом было чтение сцен на французском и русском языках.

Что для тебя оказалось самым трудным в процессе съёмок?

Оказалось, что сложнее всего одновременно смотреть в камеру и играть. Когда чувствуешь правду, то трудностей особо не возникает, а когда пытаешься изобразить душевные переживания героя, но при этом видишь в отражении камеры своё лицо - это нелегко.

Кадр из фильма

Полина
(Анастасия Шевцова) и Адриан
(Нильс Шнайдер)
Кадр из фильма

Полина
(Анастасия Шевцова) и Адриан
(Нильс Шнайдер)
Расскажи о своей героине. Какая она?

Моя героиня Полина не мечтала стать балериной, как многие девочки в раннем детстве. С миром красивого, но жестокого искусства её знакомит мама, отдав в Московское хореографическое училище. Позже Полина, осознав свою одаренность и талант, старается совершенствоваться. С помощью её педагога Божинского, которого играет замечательный актёр Алексей Гуськов, в ней самой происходит перелом. Полина не может найти себя в четких рамках классического балета. Есть в ней бунтарский дух, который хочет вырваться за пределы этих рамок. В фильме раскрывается многогранность героини и её становление.

История героини соотносится с твоей реальной жизнью?

Конечно, я люблю и считаю вершиной хореографии классический танец, но как и Полине, именно в модерне мне легче себя выразить. Что касается личностных качеств, надеюсь, у меня есть такие же сильные черты характера, как и у Полины: умение постоять за себя, бороться за свою судьбу, добиваться желаемого. Также я хотела бы попробовать себя в роли хореографа, как и моя героиня.

Ты уже соприкасалась с творчеством Прельжокажа в своей жизни?

Этот факт очень удивил и меня, и всю съёмочную группу, но, еще студенткой Академии, целых 5 лет назад я делала об Анжелене большой реферат! Он уже тогда был одним из моих любимейших хореографов, а съемки только усилили это чувство.


Расскажи о своей героине. Какая она?

Моя героиня Полина не мечтала стать балериной, как многие девочки в раннем детстве. С миром красивого, но жестокого искусства её знакомит мама, отдав в Московское хореографическое училище. Позже Полина, осознав свою одаренность и талант, старается совершенствоваться. С помощью её педагога Божинского, которого играет замечательный актёр Алексей Гуськов, в ней самой происходит перелом. Полина не может найти себя в четких рамках классического балета. Есть в ней бунтарский дух, который хочет вырваться за пределы этих рамок. В фильме раскрывается многогранность героини и её становление.

История героини соотносится с твоей реальной жизнью?

Конечно, я люблю и считаю вершиной хореографии классический танец, но как и Полине, именно в модерне мне легче себя выразить. Что касается личностных качеств, надеюсь, у меня есть такие же сильные черты характера, как и у Полины: умение постоять за себя, бороться за свою судьбу, добиваться желаемого. Также я хотела бы попробовать себя в роли хореографа, как и моя героиня.

Ты уже соприкасалась с творчеством Прельжокажа в своей жизни?

Этот факт очень удивил и меня, и всю съёмочную группу, но, еще студенткой Академии, целых 5 лет назад я делала об Анжелене большой реферат! Он уже тогда был одним из моих любимейших хореографов, а съемки только усилили это чувство.


Анастасия Шевцова и Нильс Шнайдер
Анастасия Шевцова и Нильс Шнайдер
Расскажи, как ты понимаешь и чувствуешь хореографию Прельжокажа? Какая она лично для тебя?

Это энергия в чистом виде и свобода самовыражения. Он не загоняет танцоров в определенные рамки. Каждый танец поставлен так, что артист имеет возможность проявить себя, внести какие-то изменения. И работая с Анжеленом, очень важно не просто механически исполнять движения, но и выстраивать образ, проживать душой и телом то, что танцуешь. Только тогда красота его работ раскрывается в полном объёме. Сперва мне, конечно, было непривычно работать в новом стиле, он был слишком быстрым, резким для меня, но, когда я вошла во вкус, это стало настоящим удовольствием!

У тебя уже был опыт современной хореографии?

До фильма Анжелена я почти не была знакома с ней на практике. В Академии мне удалось поучиться у замечательных педагогов - Александра Любашина, Майи Поповой и Даниэля Кардозо. Также я старалась посещать мастер-классы зарубежных хореографов в школе «Kasok».

Что тебе дало участие в проекте Анжелена?

Фильм Анжелена и Валери, в первую очередь, дал мне старт, как актрисе. Это невероятный шанс, я благодарна судьбе за него. И, конечно, я научилась каким-то актерским премудростям, работе с камерой, узнала всю изнанку кинематографа. До этого у меня были небольшие опыты в массовке на Ленфильме. Сейчас я осознаю, что работа над фильмом дала мне много нового как танцовщице — теперь на сцене я стараюсь уделять внимание не только отработке техники, но и образа.


Расскажи, как ты понимаешь и чувствуешь хореографию Прельжокажа? Какая она лично для тебя?

Это энергия в чистом виде и свобода самовыражения. Он не загоняет танцоров в определенные рамки. Каждый танец поставлен так, что артист имеет возможность проявить себя, внести какие-то изменения. И работая с Анжеленом, очень важно не просто механически исполнять движения, но и выстраивать образ, проживать душой и телом то, что танцуешь. Только тогда красота его работ раскрывается в полном объёме. Сперва мне, конечно, было непривычно работать в новом стиле, он был слишком быстрым, резким для меня, но, когда я вошла во вкус, это стало настоящим удовольствием!

У тебя уже был опыт современной хореографии?

До фильма Анжелена я почти не была знакома с ней на практике. В Академии мне удалось поучиться у замечательных педагогов - Александра Любашина, Майи Поповой и Даниэля Кардозо. Также я старалась посещать мастер-классы зарубежных хореографов в школе «Kasok».

Что тебе дало участие в проекте Анжелена?

Фильм Анжелена и Валери, в первую очередь, дал мне старт, как актрисе. Это невероятный шанс, я благодарна судьбе за него. И, конечно, я научилась каким-то актерским премудростям, работе с камерой, узнала всю изнанку кинематографа. До этого у меня были небольшие опыты в массовке на Ленфильме. Сейчас я осознаю, что работа над фильмом дала мне много нового как танцовщице — теперь на сцене я стараюсь уделять внимание не только отработке техники, но и образа.


Made on
Tilda