текст Анастасии Клобуковой
Планы на будущее
"Спящая красавица"
Театр балета имени Леонида Якобсона
29 и 30 ноября 2016
текст Анастасии Клобуковой
Планы на будущее
"Спящая красавица"
Театр балета имени Леонида Якобсона
29 и 30 ноября 2016
«Спящая красавица» — один из самых желанных мастхэвов любой классической балетной компании. Для одних это знак качества труппы, для других — реверанс отцам русского балета, а для кого-то — лишь золотая жила. В Петербурге этого спектакля не было только в Театре имени Якобсона, но теперь и он заполнил пустующую нишу своего репертуара постановкой Жана-Гийома Бара, бывшей этуали, а теперь педагога-репетитора Парижской оперы.

Балет-феерия Петра Чайковского пережил многое с 1890 года, когда впервые был показан в Петербурге в постановке Мариуса Петипа. Прошедшие сто с небольшим лет сказались на "Спящей" разрушительно: забывались детали, менялась хореография, переписывалось либретто, исчезало равновесие пантомимы и танца, упрощались сценические эффекты. Амбициозную попытку реконструировать первую постановку сделали в Мариинском театре в 1999 году, однако самой популярной стала версия Константина Сергеева 1989 года, которая и сейчас в репертуаре.

«Спящая красавица» — один из самых желанных мастхэвов любой классической балетной компании. Для одних это знак качества труппы, для других — реверанс отцам русского балета, а для кого-то — лишь золотая жила. В Петербурге этого спектакля не было только в Театре имени Якобсона, но теперь и он заполнил пустующую нишу своего репертуара постановкой Жана-Гийома Бара, бывшей этуали, а теперь педагога-репетитора Парижской оперы.

Балет-феерия Петра Чайковского пережил многое с 1890 года, когда впервые был показан в Петербурге в постановке Мариуса Петипа. Прошедшие сто с небольшим лет сказались на "Спящей" разрушительно: забывались детали, менялась хореография, переписывалось либретто, исчезало равновесие пантомимы и танца, упрощались сценические эффекты. Амбициозную попытку реконструировать первую постановку сделали в Мариинском театре в 1999 году, однако самой популярной стала версия Константина Сергеева 1989 года, которая и сейчас в репертуаре.

Жан-Гийом Бар

Фото Евгения Пронина
Жан-Гийом Бар

Фото Евгения Пронина
Жан-Гийом Бар опирается именно на фильм-балет Сергеева и на собственный танцевальный опыт. В Париже идет «Спящая красавица» в постановке Рудольфа Нуреева, где партию Принца Дезире Бар некогда освоил в совершенстве: за эту роль ему было присвоено высшее звание в балетной карьерной лестнице Франции.

Была ли в приглашении французской звезды надежда подтянуть Театр Якобсона к уровню Парижской оперы? Объективно — нет, ведь для Парижа гарант качества это труппа и репетиторы, которые регулярно вместе готовят спектакли и прогоняют их блоками в течение нескольких вечеров. Европейская стратегия подготовки репертуара внедриться в российскую модель вдруг и сразу не может. Тонких параллелей между балетом Петипа, версией Нуреева и "Спящей" Бара не замечено, как и амбиций развернуть на сцене что-то грандиозное.
Жан-Гийом Бар опирается именно на фильм-балет Сергеева и на собственный танцевальный опыт. В Париже идет «Спящая красавица» в постановке Рудольфа Нуреева, где партию Принца Дезире Бар некогда освоил в совершенстве: за эту роль ему было присвоено высшее звание в балетной карьерной лестнице Франции.

Была ли в приглашении французской звезды надежда подтянуть Театр Якобсона к уровню Парижской оперы? Объективно — нет, ведь для Парижа гарант качества это труппа и репетиторы, которые регулярно вместе готовят спектакли и прогоняют их блоками в течение нескольких вечеров. Европейская стратегия подготовки репертуара внедриться в российскую модель вдруг и сразу не может. Тонких параллелей между балетом Петипа, версией Нуреева и "Спящей" Бара не замечено, как и амбиций развернуть на сцене что-то грандиозное.
Главной чертой этой премьеры стала умеренность.
Главной чертой этой премьеры стала умеренность.
Бар не допустил попадания в балет спортивно-гимнастической виртуозности, гармонично соединил детали из разных постановок и разложил на силы небольшой, но энергичной труппы. Из версии Нуреева, например, в свадебное па-де-де попал танцевальный фокус "рыбка", а свататься к Авроре приехали принцы в национальных костюмах. С версией Сергеева связана перемена пантомимной партии феи Карабос на танцевальную. Фуриозно, с остро фиксированными арабесками и гран батманами, Карабос (Ангелина Григорьева) врывается на праздник и дарит свой смертельный подарок — сверкающую острием спицу. Фея Сирени (Дарья Ельмакова) уравновешивает её своей спокойной уверенностью и мягкостью.

Бар не допустил попадания в балет спортивно-гимнастической виртуозности, гармонично соединил детали из разных постановок и разложил на силы небольшой, но энергичной труппы. Из версии Нуреева, например, в свадебное па-де-де попал танцевальный фокус "рыбка", а свататься к Авроре приехали принцы в национальных костюмах. С версией Сергеева связана перемена пантомимной партии феи Карабос на танцевальную. Фуриозно, с остро фиксированными арабесками и гран батманами, Карабос (Ангелина Григорьева) врывается на праздник и дарит свой смертельный подарок — сверкающую острием спицу. Фея Сирени (Дарья Ельмакова) уравновешивает её своей спокойной уверенностью и мягкостью.

Два традиционных протагониста "Спящей" у Бара больше напоминают два типажа женщин, а точнее — две составляющие женственности: добро и зло, мудрая фея и роковая колдунья, мягкие жесты и страстный взгляд.
Два традиционных протагониста "Спящей" у Бара больше напоминают два типажа женщин, а точнее — две составляющие женственности: добро и зло, мудрая фея и роковая колдунья, мягкие жесты и страстный взгляд.
В костюмах — та же умеренность: Ольга Шаишмелашвили далеко не впервые одевает балет. Она умеет это делать стильно, избегая тривиальности и старомодности фасонов, но выдерживая стилистику сказочной истории и помня об удобстве костюма.

Историк балета Юрий Слонимский отмечал: «"Спящая красавица" это энциклопедия классического танца». Отсюда наше предсказуемое ожидание увидеть все сильные стороны молодой труппы Театра Якобсона. Аврора (Елена Чернова) практически весь спектакль танцует уверенно и чисто, в передышках поднимая застенчивый взгляд на Короля и Королеву. Её Принц Дезире (Степан Демин) — достойный партнер в дуэтах, надежно поддерживающий Аврору и представляющий её в лучшем свете. Несмотря на хореографически невнятные и слишком короткие вариации, сам по себе Демин тоже выглядит безупречно: высокий прыжок без видимых усилий как врожденная тактичность, бесшумное приземление как правило хорошего тона.
В костюмах — та же умеренность: Ольга Шаишмелашвили далеко не впервые одевает балет. Она умеет это делать стильно, избегая тривиальности и старомодности фасонов, но выдерживая стилистику сказочной истории и помня об удобстве костюма.

Историк балета Юрий Слонимский отмечал: «"Спящая красавица" это энциклопедия классического танца». Отсюда наше предсказуемое ожидание увидеть все сильные стороны молодой труппы Театра Якобсона. Аврора (Елена Чернова) практически весь спектакль танцует уверенно и чисто, в передышках поднимая застенчивый взгляд на Короля и Королеву. Её Принц Дезире (Степан Демин) — достойный партнер в дуэтах, надежно поддерживающий Аврору и представляющий её в лучшем свете. Несмотря на хореографически невнятные и слишком короткие вариации, сам по себе Демин тоже выглядит безупречно: высокий прыжок без видимых усилий как врожденная тактичность, бесшумное приземление как правило хорошего тона.
Фея Сирени
(Дарья Ельмакова)
и Принц Дезире
(Степан Демин)

Фото Михаила Логвинова
Фея Сирени
(Дарья Ельмакова)
и Принц Дезире
(Степан Демин)

Фото Михаила Логвинова
Дивертисмент сказок выгодно подчеркнул способных юношей: жеманно-спесивый Кот в сапогах (Игорь Ячменев) и по-мушкетерски ловкий Волк (Андрей Гудыма) танцевали пару минут, но запомнились не меньше ведущих солистов. Камерного состава кордебалет симметрично выдержал все линии и узоры, придуманные хореографом, но ему просто необходимо разрастись в количестве чтобы спектакль выглядел целостно.

«Спящая красавица» театра Якобсона — красивая сказка, фантазия взрослого, мечтающего на время вернуться в детство. Новый спектакль — увесистое название, имена Петипа и Чайковского, громкое имя современника постановщика, стильное оформление — это стратегический ход руководства. Он может расширить финансовые возможности театра и танцевальные способности труппы. Стратегия будет грамотной, если руководители продолжат приглашать молодых и талантливых хореографов, уравновешивая кассовые спектакли новой оригинальной продукцией.
Дивертисмент сказок выгодно подчеркнул способных юношей: жеманно-спесивый Кот в сапогах (Игорь Ячменев) и по-мушкетерски ловкий Волк (Андрей Гудыма) танцевали пару минут, но запомнились не меньше ведущих солистов. Камерного состава кордебалет симметрично выдержал все линии и узоры, придуманные хореографом, но ему просто необходимо разрастись в количестве чтобы спектакль выглядел целостно.

«Спящая красавица» театра Якобсона — красивая сказка, фантазия взрослого, мечтающего на время вернуться в детство. Новый спектакль — увесистое название, имена Петипа и Чайковского, громкое имя современника постановщика, стильное оформление — это стратегический ход руководства. Он может расширить финансовые возможности театра и танцевальные способности труппы. Стратегия будет грамотной, если руководители продолжат приглашать молодых и талантливых хореографов, уравновешивая кассовые спектакли новой оригинальной продукцией.
Made on
Tilda