Делая первые корявые шаги, но получая в качестве обратной реакции только негативные слова, начинающие авторы – и те немногие руководители трупп, которые рискуют их поддерживать, – впадают в ступор и сворачивают активность. Психика балетных людей слишком хрупка, чтобы вынести такое давление: отвечать словами на слова они совершенно не приспособлены.
Фактически, сегодня в российском публичном пространстве дискурс вокруг новой хореографии свернут до негативно-оборонительного – или свернут вообще. Мы помним публичные обсуждения новых работ в Мариинском театре, происходивших в формате «стенка на стенку», когда хореографов ставили в позицию обвиняемых и вынуждали защищаться, когда буффонные персонажи в публике, путая фамилии участников, ревели, что «Баланчины не вы». Теперь и эти дискуссии прекращены – вероятно, во избежание новых курьезов.
Фразы типа «похоже на зачет по композиции» ещё не содержат анализ работы. К новой российской хореографии предъявляют огромные претензии в поле публичных высказываний, но оценивают ее по очень расплывчатым критериям. Кажется, в русскоязычной прессе ещё не возникало попыток поговорить не о похожести молодого хореографа Пупкина на старого хореографа Баланчина, но о методах его работы с баланчинской моделью спектакля, об образном строе (или его отсутствии), о принципах соотношения музыкального и танцевального времени – да вообще о природе классического танца, который как замкнутая художественная модель за триста лет почти исчерпал себя, и никто не знает, что с ним делать сегодня. Не о том, что Пупкин никогда не сумеет соорудить трехактный балет по роману Достоевского, но о том, что дискурс «балет по роману Достоевского» теперь принципиально неуместен – потому что невозможно всерьез воспроизводить модели большого искусства, актуального пятьдесят или сто лет назад – потому что изменился состав воздуха и скорость перемещений в пространстве, человечество пережило ряд гуманитарных потрясений, реальность стала восприниматься как набор разнообразных функций, доступных одномоментно по клику на дисплее гаджета; ещё не было разговора о том, какими методами эту большую трехактную форму можно деконструировать сегодня, и какие существуют прецеденты.
Совсем не доказано, что Пупкин так уж инфантилен и не соображает, что делает – возможно, есть смысл подсесть к нему на скамейку и поговорить об этом по-дружески.