текст екатерины ильиной
Мир имени Чайковского
"Чайковский. PRO et CONTRA"
Театр балета Бориса Эйфмана
4, 5, 6 октября 2016
текст екатерины ильиной
Мир имени Чайковского
"Чайковский. PRO et CONTRA"
Театр балета Бориса Эйфмана
4, 5, 6 октября 2016
Многие из нас выросли на музыке Петра Ильича Чайковского. Для каждого она особенная: переливчатая, с предвкушением новогодних каникул, громкая и отчаянная, наполненная тоской, нежная и самая романтическая. Мы проносим знакомые мелодии через всю жизнь, порой забывая, откуда они нам знакомы.

Каким был человек, который их написал? Для многих слушателей, как и для Бориса Эйфмана, персона Петра Ильича остается полной загадок. Обращая наше внимание на противоречивый внутренний мир Чайковского, Эйфман в интервью для Телеканала Санкт-Петербург обозначил свой вопрос: почему столь успешный композитор писал такую трагичную музыку? Поиску ответа он посвятил новую редакцию своего старого балета — «Чайковский. Pro et contra».

Многие из нас выросли на музыке Петра Ильича Чайковского. Для каждого она особенная: переливчатая, с предвкушением новогодних каникул, громкая и отчаянная, наполненная тоской, нежная и самая романтическая. Мы проносим знакомые мелодии через всю жизнь, порой забывая, откуда они нам знакомы.

Каким был человек, который их написал? Для многих слушателей, как и для Бориса Эйфмана, персона Петра Ильича остается полной загадок. Обращая наше внимание на противоречивый внутренний мир Чайковского, Эйфман в интервью для Телеканала Санкт-Петербург обозначил свой вопрос: почему столь успешный композитор писал такую трагичную музыку? Поиску ответа он посвятил новую редакцию своего старого балета — «Чайковский. Pro et contra».

Игорь Волобуев (Двойник) и Олег Габышев (Чайковский)

Фото Евгения Матвеева
Игорь Волобуев (Двойник) и Олег Габышев (Чайковский)

Фото Евгения Матвеева
Название выбрано неслучайно. Хореограф разрабатывает многоплановый образ, опираясь на идею двойственности Чайковского, сопоставляет его биографию и главные произведения: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Эйфман выбирает самые драматичные моменты из жизни Петра Ильича: развод с Антониной Милюковой, влюбленность в молодого юношу, бедность и меценатство со стороны баронессы Фон Мекк. И сразу же разрушает всю концепцию постановки: ведь если отталкиваться от таких негативных событий, то и вопроса никакого не должно возникать. Так и вышло, что успеха в балете у Чайковского нет, а есть одна трагедия.

Борис Эйфман использует эффектный прием, показывая нам душу и мысли Чайковского через призму его опер и балетов. Реальные исторические персонажи сменяются белыми лебедями, Онегиным, Машей, Германом, которые выглядят скорее угрожающе, нежели прекрасно. Герои довлеют над композитором в момент сочинения, становятся самостоятельными, избавляются от власти создателя. Сам композитор не борется с ними, он наивен и покорно принимает удары судьбы. Лебеди безучастно наблюдают за муками творчества, а посетители игорного дома, наоборот, смеются над своим создателем, распиная его на столе для карт.

Фото Евгения Матвеева.
Фото Евгения Матвеева.
Название выбрано неслучайно. Хореограф разрабатывает многоплановый образ, опираясь на идею двойственности Чайковского, сопоставляет его биографию и главные произведения: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Эйфман выбирает самые драматичные моменты из жизни Петра Ильича: развод с Антониной Милюковой, влюбленность в молодого юношу, бедность и меценатство со стороны баронессы Фон Мекк. И сразу же разрушает всю концепцию постановки: ведь если отталкиваться от таких негативных событий, то и вопроса никакого не должно возникать. Так и вышло, что успеха в балете у Чайковского нет, а есть одна трагедия.

Борис Эйфман использует эффектный прием, показывая нам душу и мысли Чайковского через призму его опер и балетов. Реальные исторические персонажи сменяются белыми лебедями, Онегиным, Машей, Германом, которые выглядят скорее угрожающе, нежели прекрасно. Герои довлеют над композитором в момент сочинения, становятся самостоятельными, избавляются от власти создателя. Сам композитор не борется с ними, он наивен и покорно принимает удары судьбы. Лебеди безучастно наблюдают за муками творчества, а посетители игорного дома, наоборот, смеются над своим создателем, распиная его на столе для карт.

Хореограф разрабатывает многоплановый образ, опираясь на идею двойственности Чайковского
Хореограф разрабатывает многоплановый образ, опираясь на идею двойственности Чайковского
За Чайковским неотступно следует тенью его двойник. Он и Дроссельмейер, и Ротбарт, и alter ego; чувствительность и уязвимость композитора как никогда ярко подчеркивается в дуэтах с его сильным и уверенным антиподом. Исполнитель главной роли Олег Габышев подчеркнул, что он старается сделать Чайковского более ранимым и скромным. В результате это только принижает персонаж, получается скучный и однобокий герой, в котором нет ничего великого.

Невозможно не сравнивать «Чайковского» с «Роденом». Постановки посвящены двум гениям, чьё искусство до сих пор тревожит и восхищает людей. Несмотря на творческую схожесть, их характеры диаметрально противоположны. В отличие от сильного и даже жестокого Родена, который самостоятельно строит свою и чужие жизни, Чайковский полностью подвластен судьбе. Наблюдая эту разницу, удивительно ощущать схожие чувства после просмотра спектаклей: ни одному из героев не сочувствуешь. Родену, потому что он абсолютно безразличен к другим, а Чайковскому, потому что он слишком слаб и безволен.
Фото Майкла Кури.
Фото Майкла Кури.
За Чайковским неотступно следует тенью его двойник. Он и Дроссельмейер, и Ротбарт, и alter ego; чувствительность и уязвимость композитора как никогда ярко подчеркивается в дуэтах с его сильным и уверенным антиподом. Исполнитель главной роли Олег Габышев подчеркнул, что он старается сделать Чайковского более ранимым и скромным. В результате это только принижает персонаж, получается скучный и однобокий герой, в котором нет ничего великого.

Невозможно не сравнивать «Чайковского» с «Роденом». Постановки посвящены двум гениям, чьё искусство до сих пор тревожит и восхищает людей. Несмотря на творческую схожесть, их характеры диаметрально противоположны. В отличие от сильного и даже жестокого Родена, который самостоятельно строит свою и чужие жизни, Чайковский полностью подвластен судьбе. Наблюдая эту разницу, удивительно ощущать схожие чувства после просмотра спектаклей: ни одному из героев не сочувствуешь. Родену, потому что он абсолютно безразличен к другим, а Чайковскому, потому что он слишком слаб и безволен.
Эротизм с каждой новой работой становится всё изощреннее, приобретая ещё большую естественность и даже элегантность.
Эротизм с каждой новой работой становится всё изощреннее, приобретая ещё большую естественность и даже элегантность.
Борис Эйфман сохраняет свою стилистику мрачного психологического балета с нотками эротизма. Эротизм с каждой новой работой становится всё изощреннее, приобретая ещё большую естественность и даже элегантность. Смелые костюмы Ольги Шаишмелашвили для своры мальчиков-эфебов, следующих за Чайковским, кажутся пошлыми, но абсолютно не шокируют зрителя: он к этому привык и этого ждет. Как всегда на высоте техническая подготовка артистов: идеально точные и выверенные движения даже в таких сценах, где, кажется, нужна одна импровизация. Неудивительно, ведь в «Чайковском» танцуют главные звезды театра Эйфмана: Мария Абашова, Любовь Андреева, Олег Габышев и Сергей Волобуев.
Борис Эйфман сохраняет свою стилистику мрачного психологического балета с нотками эротизма. Эротизм с каждой новой работой становится всё изощреннее, приобретая ещё большую естественность и даже элегантность. Смелые костюмы Ольги Шаишмелашвили для своры мальчиков-эфебов, следующих за Чайковским, кажутся пошлыми, но абсолютно не шокируют зрителя: он к этому привык и этого ждет. Как всегда на высоте техническая подготовка артистов: идеально точные и выверенные движения даже в таких сценах, где, кажется, нужна одна импровизация. Неудивительно, ведь в «Чайковском» танцуют главные звезды театра Эйфмана: Мария Абашова, Любовь Андреева, Олег Габышев и Сергей Волобуев.
Фото Евгения Матвеева.
Фото Евгения Матвеева.
Хореограф не отходит и от своей традиционной пластики: это мощный и сильный танец со сложнейшими поддержками, сменяемыми мягкими и плавными движениями. С особой тщательностью Эйфман прорабатывает мужские дуэты, наполняет их контактами, прикосновениями, акробатическими трюками, играет с симметрией. Как всегда в балете присутствует окружающее героев общество, роль которого исполняет кордебалет в едином слаженном танце, напоминающем вальс. Кажется, что все шаги и жесты уже давным-давно проработаны и их значение уже устоялось, а Эйфман только умело оперирует ими, составляя телесный текст.

Можно бесконечно ругать Бориса Эйфмана за самоцитирование, но он всегда оправдывает ожидания и этого у него не отнять.
Хореограф не отходит и от своей традиционной пластики: это мощный и сильный танец со сложнейшими поддержками, сменяемыми мягкими и плавными движениями. С особой тщательностью Эйфман прорабатывает мужские дуэты, наполняет их контактами, прикосновениями, акробатическими трюками, играет с симметрией. Как всегда в балете присутствует окружающее героев общество, роль которого исполняет кордебалет в едином слаженном танце, напоминающем вальс. Кажется, что все шаги и жесты уже давным-давно проработаны и их значение уже устоялось, а Эйфман только умело оперирует ими, составляя телесный текст.

Можно бесконечно ругать Бориса Эйфмана за самоцитирование, но он всегда оправдывает ожидания и этого у него не отнять.
Made on
Tilda